10 причин учить ребенка музыке



Кирнарская Дина Константиновна, доктор искусствоведения.

Источник - Журнал "Искусство в школе", №1 за 2011 год.

Несмотря на то что ребенок фальшиво орет песни Чебурашки и слуха у него нет; несмотря на то что пианино некуда поставить и бабушка не может возить ребенка «на музыку»; несмотря на то что ребенку вообще некогда - английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая. есть причины все это преодолеть и все-таки учить музыке по многим очень веским причинам, которые должны знать современные родители:
 


  • Играть - это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать - это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!

  • Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и в праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку. Внимание, строгие родители! Музыка - это воспитание характера без риска травмы. Как хорошо, что такое возможно!

  • Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыс¬лит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе, как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора-физики и профессора- математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба. Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

  • Музыка и язык - близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший - музыка; потом младший - словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку. Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но еще раньше был Звук.

  • Музыка структурна и иерархична: крупные сочинения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии об¬легчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиници Сузуки, не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, но зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT- инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведет прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

  • Музыкальные занятия развивают навыки общения, или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учебы ребенок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудренным и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придется в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остается один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное - понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера - обезоруживающая улыбка «хорошего парня»..

  • Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувствительны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

  • Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline - срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперед зачет по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребенок с таким опытом не завалит серьезный экзамен, интервью при приеме на работу и ответственный доклад. Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве - это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

  • Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так читающий с листа пианист сразу делает несколько дел - помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует на¬стоящее. Музыка течет в своем темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передает информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребенку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде при¬ходить первым.

  • И, наконец, музыка - наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пп.1-9. Не¬мудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей так трудно играть на фортепиано на сцене; Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своем ослепительном концертном платье, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом. Посмотрите на успешных людей в любой об¬ласти, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы недолго и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин по-следовать их вдохновляющему примеру.

А почему надо обязательно учиться танцевать, почему?

 

Да потому, что отбрасываются комплексы, стеснение, неловкость, появляется новый круг друзей. Человек уютно чувствует себя на различных праздниках, вечерах или в компаниях сверстников.

     А виды танцев разных стилей народов мира, с которыми человек знакомится в школе искусств – как это интересно!

     Танцуя, человек растворяется в музыке, забывает на это время все свои заботы и волнения, выплёскивает эмоции в открытое пространство. Танцы нужны людям для сохранения осанки, лёгкости и пластичности и приносят людям желаемое общение.

 

   И немного шутки …

Для начала – хоть на час
Заглянем в балетный класс.
Упражнения у палки...
В классе палка –
вместо парты.
Называется урок:
«Экзерсис» или «Станок».
Здесь лениться не годится,
Здесь для примы с ученицей
Пишутся, как правило,
Одни и те же правила:
– Чтоб танцором вырасти,
Не забывай о «выворотности».
 

 «Шиворот-навыворот» –
Вот что значит «выворотность».
– Спина. К ней нельзя
относиться с ленцой.
В балете спина –
Это то же лицо!
– Танец не вышел? Наверняка
Ты танцевал, позабыв о руках.
Можно любые проделывать штуки
Парою ног,
Но «с опорой» на руки!
– И последнее... увы,
Танца нет без головы!
 

Из поэмы "Стихи о Большом балете" Инны Заграевской

 

 

 

 

 

 

 

 

Детские оздоровительные лагеря

 

10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЕЙ:

  1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты. Или как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не унижай ребёнка!
  3. Старайся чаще говорить можно.
  4. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо, что посеешь, – то пожнёшь.
  5. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
  6. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отплатить тебе? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.
  7. Не относись к его проблемам свысока, тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, его тяжела не меньше, чем твоя. А может больше, так как у него нет привычки.
  8. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребёнка. Мучь, если можешь, но не делаешь.
  9. Люби своего ребёнка любым: не талантливым, неудачливым. Ребёнок – это праздник, пока он с тобой.
  10. Помни, перефразируя одного человека, сказавшего об Отечестве: «Для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё».